Школа в 40-60-е гг.

Автор: Коллектив
Дата публикации:

Школа в 1945-50г

После окончания войны школьная жизнь постепенно возвращалась  в нормальное русло . Первые послевоенные годы еще были очень тяжелы . По прежнему  не хватало учебников и тетрадей .

« 40-е годы частенько писали на тетрадях, сделанных из газет . Первая настоящая тетрадь появилась у меня только в 4 классе ( 1949год ). Мне ее подарила учительница начальных классов Шамина В. Л.  Я так берегла тетрадь»

(Гусева Л. Д.- ученица 40-50х годов.)

Трудное было время. Основные продукты выдавались по карточкам.

«Не было соли, мыла, сахара, хлеб выдавали по 200 граммов на иждивенца. Выручали огороды. И все же это был мир.»

(Клочихина А.П.- ученица 40 годов.)

«Раз в неделю нам выдавали по 150 граммов конфет. Мы несли их домой, делились с младшими братьями и сестрами».

(Епишкина В. А.-ученица 40-50-х гг.)

«Весной мы собирали листья  щавеля, крапивы.  Из них  варили щи.

Ходили порывать в совхозе картошку .Сколько было радости ,если  попадётся  10-15 замёрших картофелин! Из  них мама пекла нам лепёшки .В конце лета на полях собирали колоски ржи, их сушили ,молотили палками  , мололи самодельными жерновами , а потом был настоящий праздник ,когда дома пахло испеченным хлебом»

                                                                    (Епишкина В.А.)

Но  всё же с каждым годом жизнь ,хоть немного ,но улучшалась. «Дети не стали падать в обморок  в школе и на улице .Чаще стали смеяться учителя и их питомцы »

                                                                 (Епишкина В.А.)

В 1947 году отметили  карточки .Продуктов стало достаточно для свободный продажи .

«Я наелась хлеба до колик в животе .Вы не представляете , какая это великая  радость –досыта наесться хлеба»

                                                           (Гусева Л.Д)

Голодные последние  годы остались  позади….        

В 1945-46 м гг. школа приняла в свои ряды учителей ,вернувшихся  с войны:

Хуцишвили В.Н., Попова Н.Ф ., Реброва А.П .,Фонякина Н. Ф .,и  многих других  .Они органично вписались в дружную школьную семью .Учителя и учащиеся  разбили фруктовый сад , разработали огород .Возле школы был создан огромный  цветник. Именно наша школа заложила традицию разводить цветы у каждого дома ,здания .Этот почин получил широкое распространение в районе.

«Наша школа была одной  из лучших школ района .Коллектив  в школе был дружный и слаженный»              

                                                  

Как  вспоминают  ученики  тех лет, дети учились на совесть ,помогали друг другу , особенно тем кто учился слабее .Им старались давать учебники на более длительное время . Отличники помогали отстающим .да и учителя часто оставались после уроков ,чтобы  ещё раз объяснить  материал  детям, которым трудно давались школьные знания  Школа продолжала жить и работать.


Школа в 50 годы.
В школе работало множество кружков : танцевальный, физический, кружок по выпиливанию лобзиком, фотокружок, работали физкультурные секции. На приусадебном участке была оборудована географическая площадка. Ребята вели наблюдения за погодой. Ученики во главе с учителем иностранного языка В.И.Захаровым своими руками построили большую теплицу. В ней выращивали рассаду цветов и овощей. Цветы высаживали на пришкольном участке, отдавали для детских садов и парков посёлка. В теплице же вели наблюдение за растениями, часто проводили уроки биологии. Активно действовала школьная организация юннатов. В 1954 году школьное общество содействия охране природы изготовило 750 скворечников. Они были развешаны по всему посёлку. За активную работу по защите птиц ребята были награждены первым призом областного общества содействия охране природы телевизором «Рекорд» ( «Ленинская Шатура» от 26.05.1954г. ) это был первый телевизор в посёлке. Смотреть передачи в школу приходили и взрослые и дети.
 В  1958 году в школе был построен крольчатник. Ребята сами ухаживали за животными, а мясо сдавали государству. По традиции ученики работали на полях совхоза, собирали металлолом и макулатуру, летом принимали активное участие в ремонте школьного здания и классных комнат. 

 

Ученики  50-х  активно занимались спортом . В школьном музее хранится множество грамот за первые места наших спортсменов в районных соревнованиях .В 1956 –м школа заняла первое место в Шатурском фестивале молодёжи .Активно работали пионерская и  комсомольская организация .В 1958 году было даже проведено комсомольское собрание с китайскими студентами, которые работали на уборке урожая в совхозе.

Пионеры вели переписку с полярниками . Полученные от них письма торжественно зачитывали на школьных линейках(ЛШ,13.03.1965 г.).

 

Ученики активно откликались на события , происходившие в стране .

Так выпускники 1958 года все вместе отправились в Караганду на строительство металлургического комбината .

Лучшие ученики награждались грамотами и подарками (в основном ,книгами) и заносили в Книгу Почёта .

Школа давала основательные и прочные знания своим питомцам .В 50-е годы восемь учеников окончили школу с золотой медалью .

Лучше всех о школе 50-х может сказать тот ,кто в ней учился.

 

«Самое главное воспоминание о нашей школе состоит в том , что поселковая  Шатурторфская  школа 50-х ничем не уступала столичным школам . Это не просто личное мнение, это факт ,проверенный во время моего последующего обучения  в  МВТУ  им . Баумана .Все наши ,учившиеся в разных вузах это считали само собой  разумеющимся , т.е. всё так и должно было быть.

 В школе работал мощный учительский корпус . С удовольствием и благодарностью  вспоминаются :

В.Г.Коротов

Н.Ф.Попов

И.К.Митропольский

В.А.Голованов

В.И.Захаров

Е.Г.Шмелёва

З.А.Алексеева»

(Журавлёв Ю.И. – доктор технических наук ,автор 23 изобретений , выпускник 1955 года , золотой медалист )

 

 

В 50-е годы заметно улучшились и жизнь учеников . Налаживалось снабжение школы необходимыми принадлежностями ,впервые с момента своего возникновения школа не испытывала недостатка в учебниках ,пособиях и тетрадках появились и первая школьная форма , пока только у девочек .

«В 1952 году мама – она была портнихой – сшила мне школьную форму : коричневое сатиновое платье и фартук . Это была первая форма в нашей школе . Вся школа мне завидовала» .

                                                                             (Гусева Л.Д)

К концу 50-х форма была почти у всех. У мальчиков формы не было .Они щеголяли  в ковбойках – рубашках на молнии .

И хотя в 50-е годы жили ещё  очень бедно , все верили ,что впереди только самое лучшее, с оптимизмом смотрели в будущее.

 

60-Е ГОДЫ.

С 1959  года наша школа стала называться «Одиннадцатилетняя общеобразовательная средняя политехническая школа с производственным обучением (ЛШ,1964г.) . Т.е., ученики наряду с образованием  получили еще  рабочую специальность . Выпускники 1961 года в количестве 21 человека получили разряды по профессиям : девочки- швея , мальчики слесарь . Девочки на уроках труда выполняли вполне серьезные заказы- шили спецодежду  для  торфопредприятий  и халаты для продавцов и детского сада. Мальчики тоже не отставали . Юные столяры сами ремонтировали мебель , делали ящики для теплиц .Слесари изготовили тысячу пар навесов для парт (ЛШ, 1962 г.). Еще одной востребованной профессией была профессия тракториста. Её  к середине 60-х гг.получили около 50-ти выпускников причем учились этому не простому делу и девочки , и мальчики.

     

В 1961 году было ведено в строй новое, третье по счёту , здание  школы. Школа была обеспечена всем необходимым для проведения занятий. Ещё за долго да её открытия ученики забегали в пустующее  здание , с любопытством осматривали спортивный зал, мастерские и классные комнаты .Теперь настала пора переезда .ученики  вместе с учителями  помогали переносить школьные имущества . Всё в новой школе было хорошо ,много заниматься приходили в две смены ,так как школа была рассчитана на 520человек ,а учились в ней 900.Рялом с основным зданием школы В.И.Захаровым вместе с учениками  было построено и новое  здание теплицы ,более современное и просторное .Как и в 50-е годы, здесь проводились уроки  ,ставились опыты ,а количество выращенной рассады увеличились до промышленных размеров. Так,  в 1961 году для населения поселка ученики вырастили  1500 кустов чёрной смородины ,70 тысяч корней цветочной рассады .Отдельной   частью теплицы был лимонарий .

В школе работал хороший учительский коллектив. По воспоминаниям учеников , педагоги великолепно знали свой предмет , на их  уроках всегда было интересно .

«Дети  учились хорошо , за редким исключением . Плохо учиться было стыдно . (Григорьев В.В., выпуск 1966 гг.) .

В 1962 году учителями  Добряковой А.Я., Тюриной В.С. и Паниной  З.С. была создана школа  передового опыта по  преподаванию русского языка и математики в начальных классах . Наша школа в 60-е годы была опорой по биологии . Не отставали и другие дисциплины .В 1964 году наш ученик А.Мухин занял второе место в области по математики и был направлен на Всероссийскую олимпиаду .В 60-е годы 7 учеников окончили школу  с золотыми медалями.

Большое внимание уделялось внеклассной работе.  По-прежнему  действовала множество кружков и спортивных секций. В школе работал собственный радиоузел . Каждому празднику ученики готовили представление в клубе. Вместе с ними выступал и хор учителей. В 1965 году была создана  Ленинская  комната. В ней принимали в октябрята и пионеры. Проводились торжественные мероприятия , встречи с ветеранами .

Большую работу с детьми проводила  Мельникова И.А.   Она вела танцевальный кружок,  готовила представления .Ученики часто собирались у неё дома , готовились к выступлениям ,шили  карнавальный  костюм .

Свободное  время  дети  посвящались спорту : зимой –лыжи  ,коньки . В посёлке было два катка : один на месте современного здания администрации , другой- на Рабочём посёлке . Каток на рабочём дети заливали и чистили от снега сами .Переодевались в подъездах  ближайших  домов .Здесь происходили настоящие баталии .Летом играли в волейбол и  баскетбол .

Учитель Фонякин Н.В. вёл секцию стрельбы. Стреляли из пневматических  винтовок прямо в коридоре третьего этажа в тупике . Учителя Фонякин Н.В. и Тюрин Л.И. вели секцию туризма. Организовывали слёты туристов. Ученики ходили в походы.

«Пешком шли по маршруту Шатурторф - Петровское - Тархановка - Андреевские  выселки - Лепёшинское озеро. По ходу маршрута  - две ночёвки в палатах . Все вещи   несли сами, сами готовили еду. Обратно вовращались по   узкоколейке. Для этого специально подгоняли состав» (Григорьев В.В.) .

Ученики по-прежнему ходили в школу из деревень Велено , Поздняки , 12-го, 21-го посёлков.

«С дальних посёлков до школы добирались на мотовозе с рабочими- торфяниками ». ( Русанов Н.А. – ученик 60-х гг.).